Яндекс.Метрика Фонд имени Трошева Геннадия Николаевича -

 Фонд патриотического воспитания молодёжи имени генерала Трошева Геннадия Николаевича
   Фонд патриотического воспитания молодёжи
имени генерала Трошева Геннадия Николаевича
 
  
Главная страница
  
 Г.Н. Трошев

Биография
  Награды
  СМИ о Трошеве
 Статьи
 Интервью
 Фильмы
  Книги
  Фотоальбом
  Память
  
 О Фонде

  Направления деятельности
  Отчеты Фонда
  Программы Фонда
  Архив новостей
  СМИ о Фонде
  Реквизиты Фонда
  Контакты
  
 Награды Фонда

  Почётный знак «За отличие»
  Нагрудный знак «За отличие»
 


Интервью


Геннадий ТРОШЕВ: «За каждое слово – ручаюсь»

<- Назад

   Имя Геннадия ТРОШЕВА хорошо известно большинству жителей Юга России. В недавнем прошлом он - командующий 58-й армией, Объединенной группировкой войск (сил) на Северном Кавказе в период проведения здесь контртеррористической операции, командующий войсками СКВО. Но Геннадий Николаевич - не только генерал, но и творческий человек, автор нескольких книг, в основном мемуаров. О его новой книге - предлагаемая беседа.
  
   - Геннадий Николаевич, недавно вышла в свет ваша очередная книга мемуаров «Чеченский излом». Что вас заставило вновь взяться за перо?
   - Просьба читателей, вернее — потенциальных читателей. Так уж получилось, что, будучи советником Президента РФ, я объездил по делам почти всю Россию. И где бы ни был — везде люди самых различных профессий и возрастов задавали один и тот же вопрос: «Где можно купить ваши книги, почему их нет в продаже?».
  
   - А действительно: почему?
   - Толком и сам не знаю. Дело в том, что одно время я был убеждён, что мои мемуары дошли до всех, кто интересовался проблематикой Чечни, военных кампаний на территории Северного Кавказа… Шутка ли - книга «Моя война (Чеченский дневник окопного генерала)», только по официальным данным, разошлась 150-тысячным тиражом. Большим тиражом вышла и вторая книга - «Чеченский рецидив (Записки командующего)». Однако переизданий не случилось по административным причинам - сменилось руководство московского издательства «Вагриус», где вышли обе книги. Видимо, новая власть «Вагриуса» не была заинтересована в дальнейшем распространении моих мемуаров.
   Почему — сказать трудно. Но только после многочисленных командировок в разные уголки страны и встреч с людьми я понял, что мои книги получили широкий резонанс, читательские запросы не были до конца удовлетворены. Дошло до курьёзов. Одно из белорусских издательств выпустило репринтное издание моих книг. Потому что там видели — существует некий читательский голод.
  
   - Но ведь сейчас нередко можно услышать, в том числе в авторитетных СМИ, что чеченская тема всем надоела, как горькая редька…
   - Кому-то, может, и надоела. Однако посмотрите: третья моя книга, вышедшая тиражом пять тысяч экземпляров, уже раскуплена. А ведь издание получилось дорогое — в магазинах книга стоит около 300 рублей. Далеко не каждый готов выложить такую сумму, тем более за якобы устаревшие мемуары.
  
   - А почему книга такая дорогая?
   - Потому что она очень хорошо полиграфически исполнена. Привлекательный переплет, белая бумага, много цветных иллюстраций… Это же не какой-то пакет-буклет карманный на газетной бумаге! Такое издание после прочтения не выбросишь, его хочется оставить на полке, причём на видном месте.
  
   - Геннадий Николаевич, я внимательно прочитал вашу третью книгу и сравнил её с двумя предыдущими. Признаюсь, многие моменты там повторяются…
   - А я и не утверждаю, что написал нечто принципиально новое. Это, во-первых. Во-вторых, мой взгляд на события в Чечне и вокруг неё, на многих действующих лиц военных кампаний не изменился. За каждое слово в своих мемуарах я ручаюсь и готов ответить.
  
   - В том числе и за главу о генерале Александре Лебеде, ведь там довольно резкие оценки?
   - Конечно. Глава эта не нова. Она повторяет то, что было опубликовано мною ранее. И, кстати, признаюсь, я недолго колебался, прежде чем решил вставить её в новое издание. Естественно, в какой-то момент возникло сомнение — стоит ли так нелицеприятно говорить о человеке, который уже ушел из жизни?
   Однако Александр Иванович Лебедь при всех его заслугах нанес такой моральный урон и армии (в которой сам служил почти всю сознательную жизнь), и стране, что замалчивать это - по меньшей мере странно. С другой стороны, роль, которую он сыграл в 1996 году, во многом судьбоносна. Это уже история. Обойти молчанием Хасавюртовские соглашения и их последствия, если пишешь о Чечне, - непростительно. Кстати, абсолютное большинство фигурантов моих мемуаров были живы на момент выхода в свет моих первых книг. И хотя их политические и нравственные «портреты» были для многих нелицеприятны, никто мне никаких претензий не предъявлял — ни В. Черномырдин, ни С. Степашин, ни Б. Березовский (бывший тогда ещё в силе), ни тем более лидеры бандитов (которые сейчас в большинстве своем уже на том свете).
  
  
На снимке: генерал Трошев на сходе местных жителей в Чеченской Республике.
  
  

  
   - Тем не менее их политические портреты есть в последней книге. Почему?
   - А как же без них? Читатель должен знать, с кем мы воевали, что представляли собой наши противники, какова этимология их деяний, их внутренний мир, цели, идеология и т.д. Без этого закономерно встал бы вопрос: с кем же мы так долго и мучительно воевали, кого победили и почему? А самое главное — люди должны знать, каков итог экстремистской деятельности. Чтоб другим неповадно было. Это все уроки новейшей истории в лицах.
  
   - Кстати, о лицах и их характеристиках. В книге «Чеченский излом» много литературных портретов тех военачальников, с которыми вы воевали плечом к плечу …
   - Разумеется. Это мои боевые товарищи, дружбой с которыми я горжусь. Я много добрых слов говорил о них ещё в первых своих мемуарах, не отрекаюсь от своих слов и сегодня. Обратите внимание: те, кто достойно воевал на Северном Кавказе, кто в трудный для России час грудью встал на защиту Родины, тот в конце концов по достоинству был оценен руководством страны. Посмотрите: генералы С. Макаров и В. Булгаков сейчас возглавляют важнейшие военные округа страны, К. Пуликовский руководит одним из федеральных агентств, А. Квашнин стал полпредом Президента РФ в Сибирском федеральном округе и т.д. Эти, скажем так, служебные изменения отражены в моей последней книге.
   Есть и еще один момент, касающийся генеральского аспекта. Еще в первых своих мемуарах я говорил, что в обществе мало знают, как воевали генералы и их сыновья, как погибали… Однако фамилий я назвал всего несколько. Теперь же я постарался уточнить данные о тех, кто погиб на Северном Кавказе. Имею в виду и генералов, и их сыновей. Конечно, я привел только те фамилии, которые доподлинно знаю. Если кого-то не упомянул — не судите строго. Однако сразу скажу — список там внушительный.
  
   - Но, помнится, первые мемуары были посвящены памяти всех солдат, которые сложили свои головы в борьбе с бандитами и террористами…
   - Да, такое посвящение было. И ясно, что перечислить всех павших — задача другого издания. Я не ставил перед собой цели буквально назвать всех поименно. Тем более что их, к сожалению, тысячи. Хотелось рассказать о корневых причинах, двигательных пружинах военных кампаний, о ходе боевых действий и их особенностях. Как у меня получилось — судить читателю. Я поступил честно, то есть написал всё, что думаю, что пережил. Дал характеристики всем, с кем сталкивала судьба на войне, — и с врагами, и соратниками. И повторю: за каждое своё слово ручаюсь и готов ответить.
  
   - Ну что ж… Будем надеяться, что ваша книга найдёт своего читателя. И спасибо за откровенные ответы.
  
   P.S.: Когда номер был подготовлен к печати, пришла трагическая новость о том, что Геннадий Трошев погиб в авиационной катастрофе. Редакция «НП» выражает искренние соболезнования родным и близким Героя России Геннадия Трошева.

//Информационно-аналитический журнал «Национальные приоритеты», 15 сентября 2008 г.// Автор: Сергей ШАЦКИЙ

<- Назад



©2009 Все права защищены. Фонд патриотического воспитания молодёжи имени генерала Трошева Геннадия Николаевича - fondtrosheva.ru (0)