| | |
|
   На исходе января общественность и ветераны военной службы Смоленска торжественно отметили 77-ю годовщину создания 1-й гвардейской Краснознаменной танковой армии. В этот день вспоминали боевой путь объединения, тех, кто принес армии великую славу на фронте и в мирное время. Среди них особое место принадлежит первогвардейцу генерал-полковнику Геннадию Николаевичу Трошеву. Однополчане возложили цветы к памятному гранитному камню с мемориальной доской, установленному на улице в Соловьиной роще, носящей его имя.
   14 марта семьдесят три года со дня его рождения, а 14 сентября - двенадцатая годовщина трагически-роковой гибели в авиационной катастрофе под Пермью.
   Есть люди, отсутствие которых ощущаешь сразу. С уходом Г.Н. Трошева мы его товарищи и сослуживцы осознали, как много он значил для армии и каждого, кто служил с ним в Прикарпатье, Германии, Приднестровье, Смоленске или воевал на Кавказе. И тогда, и спустя двенадцать лет после его гибели.
   Свой ратный путь Г.Н. Трошев начал курсантом Казанского высшего командного танкового училища, куда он поступил вопреки воле отца, уже после года учебы на архитектурном отделении инженерно-строительного института, исключительно по глубокой внутренней потребности посвятить себя военной службе. Он прошел командные должности от комвзвода до командующего округом и все подразделения и части под его руководством становились отличными. Настоящая “военная косточка”. Постоянно совершенствовал свой кругозор, окончил Военную академию им. М.В. Фрунзе и академию Генерального штаба. В танковую армию Геннадий Николаевич прибыл в 1991 году первым заместителем командующего и служил в этой должности в Западной группе войск и в Смоленске до своего отъезда в 1994 году командиром корпуса на Кавказ. Характерно, что многие офицеры просили убыть в «горячую точку» вместе с ним.
   Как председатель комиссии по выводу войск Г.Н. Трошев по приезду в Смоленск детально оценил обстановку, рассмотрел вопросы размещения военнослужащих и членов их семей, личного состава и главное – наладил деловые контакты администрации области и других населенных пунктов с командирами выводимых частей. В результате, деятельное участие в обустройстве приняли: губернатор В. Фатеев, первый заместитель главы администрации Смоленска С. Антуфьев, мэр города М. Зысманов, директора заводов: «Кристалла» - А. Шкадов, «Измерителя» - В. Лысенко «Протона» - В. Медведков, «Монолит» - А. Степанов и другие. Сам он не искал для себя особых условий и жил с семьей в стесненных условиях в гостинице КЭЧ.
   Геннадий Николаевич обладал удивительной способностью располагать к себе людей. У всех, кто беседовал с ним возникало чувство, что вопросы, которые они поставили перед генералом являются для него самыми важными и требующим безусловного решения. И никто не ошибся в своих надеждах. Даже после убытия Г.Н. Трошева на Кавказ люди в письмах обращались к нему с просьбами, пожеланиями, сердечно благодарили.
   Командирский стиль Г.Н. Трошева отличало спокойствие и доброжелательность в сочетании с разумной служебной строгостью. Он обладал ярким оперативным мышлением и делал свою работу просто и надежно. Не терпел полутонов, не уходил от самых острых и неприятных вопросов.
   Кавказский анабазис Г.Н. Трошева не может не впечатлять. В течение семи лет он командовал армией, был заместителем командующего Северо-Кавказским округом, командовал группировкой войск Минобороны в Чеченской республике, Объединенной группировкой федеральных сил в Дагестане и группировкой войск в Чечне. Позиция генерала Трошева была предельно ясна. Он писал: «Любая остановка войны – это полумера и преступление. Только полностью уничтожив банды, мы сможем жить и работать спокойно». При этом особенностью его стратегии было стремление свести потери к минимуму путем грамотных переговоров. Он понимал, что сегодня можно увернуться от трудностей и ответственности, но рано или поздно все равно жизнь заставит смотреть правде в глаза.
   О генерале Трошеве ходили легенды. Командующий мог не спать сутками, разделяя со своими подчиненными все тяготы военной жизни. Солдаты называли его любовно «батей». Лично облетал территорию боевых действий на вертолете, а в бою за Аргун отдавал команды с воздуха, оценивая обстановку по карте и визуально из иллюминатора. Как-то в тумане вертолет чуть не напоролся на высоковольтную линию, и только мастерство пилота-афганца спасло жизнь командующему. В другой раз генеральский вертолет подбили, но пилот сумел осуществить посадку и никто не пострадал. Трошев старался, где мог, избегать кровопролития. Группировке «Восток» часто удавалось брать населенные пункты без боя. За операцию в Дагестане и проявленное мужество в ходе военных действий в Чечне генералу присвоили звание Героя России, он стал генерал-полковником.
   Геннадий Николаевич обладал феноменальной памятью и никогда не терял самообладание. Он необыкновенно много знал и не только по военному делу, но и истории, политике, межнациональным отношениям, был отличным воспитателем подчиненных. Хорошо рисовал, владел кистью и красками (не раз сетовал, что из-за множества дел не может уделять как можно большего внимания творчеству), прекрасно пел и играл на гитаре. Бесподобный рассказчик, он к тому же мастерски владел пером и в отличие от многих начальников, отмеченных большими звездами, оставил правдивые и своевременные воспоминания: «Моя война. Чеченский дневник окопного генерал», «Чеченский рецидив. Записки командующего».
   После быстрого и неправого увольнения из армии в 2002 году, все расставила по местам встреча с Президентом России. В.В. Путин предложил ему взять на себя обязанности советника Президента по вопросам казачества в звании действительного государственного советника Российской Федерации 2 класса. Если бы не трагический полет, работа с общинами казаков не стала бы его последним делом. Он был способен на многое.
   В годовщину рождения нашего боевого товарища и верного друга наилучшие пожелания его семье – жене, дочерям, внукам. Память о генерале Трошеве, всякое упоминание о его верной службе Отечеству будет способствовать патриотическому, воинскому и нравственному воспитанию наших людей, станет лучшим памятником заслугам великого воина и труженика.
//Виталий Синчурин, гвардии полковник, заместитель командующего 1-й танковой армией в 1995-1998 гг., член Военного совета армии.
|